Меню
Главная - Предпринимательское право - Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Особенности косвенных методов:

1) являются видом методов государственного управления;

2) воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;

3) у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;

4) результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;

5) обеспечиваются системой гарантий.

Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

Виды социально-психологических методов:

1) методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);

2) методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);

3) методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Виды психологических методов:

1) гуманизация труда;

2) комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;

3) методы психологического побуждения;

4) методы психологического отбора работников при приеме на службу.

Экономические методы – вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.

Виды экономических методов:

1) прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;

2) кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;

3) лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

4) премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;

5) налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;

6) квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.

Тема 15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

Содержание:

12.5. Понятие, основные черты и виды правовых актов управления

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные черты правового акта управления:

1) является разновидностью юридического акта;

2) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

3) носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

4) исходит от компетентного субъекта государственного управления;

5) является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

6) определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

7) применяется в определенном процессуальном порядке;

8) издается, как правило, в форме документа;

9) имеет определенную структуру;

10) обеспечивается системой правовых средств;

11) несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия – бессрочными, срочными и временными; по территории действия – действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции – общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли – плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.

20.6. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Существует следующий порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении: вынесенного судьей – в вышестоящий суд; вынесенного коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенного должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенного иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

К субъектам, полномочным обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

• выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

• разрешают ходатайство, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;

• направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи, должностного лица.

Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

• объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;

• устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

• проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

• выясняются причины неявки участников производства по делу и принимаются решения о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

• разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

• разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

• оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

• проверяется законность вынесенного по делу постановления (заслушиваются участники производства по делу, иные субъекты, исследуются иные доказательства);

• в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении:

• об оставлении постановления без изменения, ажалобы – без удовлетворения;

• об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

• об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, атакже при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

• об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения меры закона об административном правонарушении, влекущей назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

• об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

21.1. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы

Законность в государственном управлении режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Общие черты законности:

1) является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;

2) выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;

3) является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;

4) основывается на действующем российском законодательстве;

5) представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.

Принципы законности следующие.

Верховенство закона – состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативные правовые акты, действующие на территории государства; требовании соблюдать иерархию нормативных правовых актов; требовании соответствия нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые обладают большей юридической силой.

Равенство перед законом – перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.

Единство законности – действие законов, подзаконных нормативных правовых актов на территории всего государства единообразно, их толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия; это прежде всего единство нормативной основы законности для всего государства.

Всеобщность и непререкаемость законности – требования законности распространяются на деятельность как органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, так и граждан, общественных объединений; никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.

Гарантированность прав и свобод личности – состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации.

Неотвратимость ответственности за нарушения законности – каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм; в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.

16.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

13.4. Виды административно-правовых режимов

По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы.

19.3. Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

2) государственные органы, предприятия и учреждения;

3) государственные служащие;

4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

• субъекта, возбудившего управленческое дело;

• субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

• стороны административного процесса;

• третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

• уполномоченного представителя;

• лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

• лица, защищающего права и интересы других лиц;

• лица, содействующего отправлению административного процесса.

8.2. Понятие и виды органов местного самоуправления

Орган местного самоуправления – избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления:

• представительный орган местного самоуправления;

• глава муниципального образования;

• местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);

• контрольный орган муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Численность депутатов муниципального образования не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее одной тысячи человек;

10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;

15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;

20 человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;

25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

16.3. Объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Значение объекта административного правонарушения:

1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;

2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;

3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда. Виды объектов административного правонарушения:

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

2) предмет является факультативным элементом объекта;

3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

10.4. Основания и порядок ликвидации предприятия

Деятельность предприятия может быть прекращена по решению учредителей или органа управления или по решению суда.

Если деятельность предприятия прекращается по решению учредителей или органа управления, то это происходит по решению общего собрания членов, по решению учредителей, в связи с истечением срока, на который оно создано, в связи с уменьшением числа членов ниже предусмотренного законом или превышением максимума, установленного законом для предприятий данного вида, по достижении цели, определенной в уставе, по окончании срока, на который создано, в связи с несостоятельностью, по иным основаниям.

По решению суда деятельность прекращается в связи с признанием недействительной регистрации предприятия вследствие допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства; осуществлением деятельности без соответствующего разрешения (лицензии); осуществлением деятельности, запрещенной законом; неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; признанием несостоятельным (банкротом); в иных случаях, указанных в законе.

Предприятие может быть ликвидировано или реорганизовано.

Порядок ликвидации предприятия:

• заявление в регистрационный орган;

• создание ликвидационной комиссии, установление порядка и срока ликвидации;

• публикация объявления в печати для предъявления претензий кредиторов (срок для претензий – не менее двух месяцев);

• составление промежуточного ликвидационного баланса;

• удовлетворение претензий кредиторов;

• составление ликвидационного баланса;

• утверждение ликвидационного баланса;

• внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Предприятие может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, преобразования, выделения.

9.5. Административно-правовой статус общественных объединений

Права общественных объединений:

1) свободно распространять информацию о своей деятельности;

2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных ФЗ «Об общественных объединениях» и другими законами;

3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

4) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

7) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

8) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах;

9) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами РФ.

Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Обязанности общественных объединений:

1) соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;

2) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3) ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;

4) представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

5) допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

6) оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ;

7) информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ;

8) информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лип и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Последствия несоблюдения установленных обязанностей общественным объединением:

1) неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;

2) неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;

3) непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Президент Российской Федерации и исполнительная власть

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.

Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций, компетенции, полномочий).

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

  1. гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;
  2. формирует Правительство РФ;
  3. предлагает для одобрения Государственной ДумеФедерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);
  4. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
  5. вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;
  6. определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной власти в стране);
  7. вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;
  8. вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с инициативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.;
  9. представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
  10. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  11. представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
  12. формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  13. формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
  14. утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  15. назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;
  16. назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительства РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.

Реализуя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов и распоряжений Президента РФ.

Высшие должностные лица субъектов РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Правовое положение Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490, которым было утверждено Положение об Администрации Президента Российской Федерации, а также другими указами Президента РФ.

О каждом структурном подразделении Администрации Президента РФ указом Президента РФ утверждается соответствующее положение, которое включает в себя, как правило, следующие основные части: общие положения; основные функции управления; основные задачи управления; обеспечение деятельности управления; руководство управления (например, Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 мая 2004 г. № 699; Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729; Положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, утвержденное Указом Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662). Все самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Положением об Администрации Президента РФ и соответствующими положениями о конкретном подразделении Администрации Президента РФ, которые утверждаются Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ.

Администрация Президента РФ в целях обеспечения его деятельности осуществляет следующие функции:

  • организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы;
  • подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;
  • подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;
  • подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту документов;
  • обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
  • осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
  • подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
  • обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;
  • обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;
  • обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
  • содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;
  • сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;
  • учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. Президенту РФ в Администрации непосредственно подчиняются: Руководитель Администрации, Секретарь Совета Безопасности РФ, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, пресс-секретарь, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ.

Начиная административную реформу, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В России образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять федеральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президентом РФ, являются: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадровой политики в стране. Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета (им является Президент РФ) и его членов — высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ; все они участвуют в работе Государственного совета на общественных началах. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов Государственного совета, которые не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета. При необходимости решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ.

Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226 было утверждено Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. Этот Совет является совещательным органом при Президенте РФ, способствующим взаимодействию между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.

Новейший этап административной реформы в России был начат в сентябре 2004 г. В специальном обращении к народу Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. говорилось о подготовке комплекса мер, направленных на укрепление единства страны; были высказаны предложения главным образом по изменению порядка формирования исполнительной власти в субъектах РФ.

13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ Президент РФ изложил идею изменения порядка избрания высших должностных лиц субъектов РФ развернуто. Речь шла о вопросах обеспечения единства страны, укреплении государственных структур, повышении доверия к власти, создании эффективной системы внутренней безопасности. Был сделан вывод о том, что целесообразно совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в регионах; высшие должностные лица субъектов РФ должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Вторым важнейшим политическим заявлением Президента РФ стало предложение о целесообразности введения пропорциональной системы выборов в Государственную Думу.

По предложению президента в стране создана Общественная палата, которая осуществляет общественный контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также обеспечивает общественную экспертизу важнейших законопроектов и подзаконных актов. Порядок формирования и деятельности Общественной палаты устанавливается Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации». Этот Закон определяет правовые возможности осуществления контроля гражданским обществом за деятельностью государства. Установлено, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и opганов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества.

Логику президентских предложений по укреплению «вертикали власти» и единства правового пространства в системном виде можно представить следующим образом:

  1. 2000 г. — укрепление единства правового пространства Российской Федерации (реформирование порядка формирования Совета Федерации, создание Государственного совета, появление полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; законодательное оформление мер, направленных на приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами; установление правил федеративного управления и вмешательства в деятельность субъектов РФ; проведение органами юстиции (как на уровне Федерации, так и в ее субъектах) юридической экспертизы и регистрации нормативных правовых актов);
  2. 2001—2003 гг. — подготовка предложений по осуществлению административной реформы и ее практическое начало (нормативное закрепление плана административных преобразований; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);
  3. март — май 2004 г. — издание указов Президента РФ, устанавливающих систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  4. сентябрь — декабрь 2004 г. — обоснование предложений по изменению порядка формирования региональных органов исполнительной государственной власти (избрание высшего должностного лица субъекта РФ органом законодательной власти субъекта РФ по предложению Президента РФ), порядка избрания депутатов Государственной Думы, а также нормативное установление многих положений в Федеральном законе от 11 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и конституцией (уставом) субъекта РФ. Решение о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.

Президент РФ имеет право в соответствующих случаях распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Например, если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации принял решение о ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

Если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации установленных Конституцией РФ, федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит своим указом предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ.

Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. В этом случае его полномочия прекращаются со дня вступления в силу решения Президента РФ о роспуске указанного органа.

Срок, в течение которого Президент РФ вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

10.2. Правосубъектность предприятия: понятие и структура

Правосубъектность предприятия – способность быть субъектом права, в силу закона быть носителем субъектных прав и юридических обязанностей.

Предприятие обладает правоспособностью и дееспособностью (де-ликтоспособностью).

Правоспособность (ст. 49 ГК) возникает в момент создания (у государственных предприятий) или в момент государственной регистрации.

Правоспособность может быть ограничена лишь в случаях и порядке, установленных законом (п. 2 ст. 49 ГК).

Прекращается она в момент завершения ликвидации предприятия и в момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Предприятие имеет права и несет юридические обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, осуществляет лицензируемые виды деятельности при наличии соответствующей лицензии (разрешения).

11.6. Прохождение государственной службы

Прохождение государственной службы – это система взаимосвязанных, взаимообусловленных юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственных служебных отношений.

Элементы прохождения государственной службы:

1) поступление на государственную гражданскую службу;

2) аттестация государственных служащих и перемещение по службе;

3) поощрение и льготы государственных служащих;

4) юридическая ответственность государственных служащих;

5) прекращение государственной службы.

12.9. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.

Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:

1) состояние системы управления;

2) ранее принятые акты;

3) возможные варианты решения проблемы;

4) интересы участников управленческих отношений;

5) права и свободы человека;

6) научно-правотворческие рекомендации.

Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному требованию, акт:

1) должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;

2) соответствовать закону по существу;

3) соответствовать цели закона;

4) приниматься в установленном процессуальном порядке;

5) не противоречить правовым актам большей юридической силы;

6) иметь соответствующую форму (акт-документ);

7) в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);

2) грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);

3) акт должен быть своевременно доведен до адресатов;

4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);

5) своевременно сдаваться на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.

Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

• не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;

• не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;

• в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.

Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

15.6. Административные правовосстановительные меры

Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

15.4. Меры административного пресечения

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *